История зороастризма берёт начало около 3500 лет тому назад в азиатских степях среди племён индоевропейцев.

В восточной части Европы примерно в 3000 г. до н.э. большая группа племён, первоначально имевших общий язык, религию и культуру, стала разделяться. Некоторые из них пошли на юго-запад и осели в Греции и Риме, другие пошли на север и заселили Балтику и Скандинавию, остальные двинулись на восток, образовав в Персии и Индии мощнейшие очаги индоевропейской культуры.

Переселение на восток последней группы племён, наиболее важной для изучения зороастризма, проходило двумя волнами. Первая пересекла северную Персию около 2000 г. до н.э., и, оставив там большую группу переселенцев, хлынула в северо-западную Индию, где основали цивилизацию индийских ариев.

«Арийцами» («Благородными») называли себя и представители ираноязычных племён, составивших группу переселенцев второй волны,

наводнившей Персию около 1500 г. до н.э.


Арии принесли на Землю учение о едином космическом Законе, которое легло в основу более поздних религий. В полном объёме учение древних ариев не сохранилось до наших дней по причине войн и религиозной нетерпимости завоевателей.

Искажения древних текстов, возникшие с течением времени, часто мешают современным исследователям воспринимать изначальное учение.

Древнеарийское учение оказало огромное влияние практически на все дошедшие до нас религии, эзотерические науки, другие области жизни, что позволяет составить о нём достаточно полное впечатление. Однако наиболее полно традиции ариев сохранились в зороастризме. Эта древнейшая религия сейчас мало известна людям, специально не занимающимся изучением истории и духовной культуры.

Зороастризм получил своё название по имени пророка Заратуштры, восстановившего учение древних ариев в первоначальном виде.

Практически во всех обрядах Зороастризма используется огонь – одно из земных проявлений Божественного Духа, посредством которого

Бог-Творец даёт жизнь всему во Вселенной.


Священной книгой зороастризма является Авеста

(дословный перевод – первая весть), признаваемая сейчас древнейшей духовной книгой человечества. Тексты Авесты, сохранившие древнеарийское учение, долго передавались из уст в уста хранителями священных знаний.

Впервые они были записаны в Персии, где зороастризм был в те времена государственной религией, на древнеперсидском языке в VII – VI веках до нашей эры золотыми чернилами на воловьих шкурах.

Предположительно 12 тыс. воловьих шкур с подлинником Авесты были сожжены А. Македонским после завоевания им Персии. Почти через 1000 лет учение Авесты было записано в Персии на пехлевийском языке во времена царской династии Сасанидов. После завоевания Персии в VII в. н.э. арабами-мусульманами зороастрийцы, не принявшие религии завоевателей, подвергавшиеся многолетним жестоким гонениям, были вынуждены уйти в подполье или покинуть страну. При этом уничтожались и священные тексты.

В результате немногочисленные зороастрийские общины сохранились до наших дней в Индии, Иране, Ираке, Азербайджане и ряде других стран.

 

В настоящее время известно мало подлинных авестийских текстов.

Сейчас в свод Авесты входит 21 книга, из которых только 5 сохранилось в письменном виде, остальные передаются изустно. Поэтому попытки многих исследователей, не имеющих доступа к сокровенным знаниям, реконструировать и воссоздать картину изначального учения не приводят обычно ни к чему или приводят к большим искажениям. Следует отметить, что Заратуштра не был основателем религии.

Он лишь вернул учение к изначальным истокам, добавив в огромный свод Авесты несколько ключевых книг. Кстати, точно так же, как восстановитель изначального Закона, воспринимается христианами Иисус Христос.


    Благая религия Заратуштры, явившаяся первой в мире религией Единого Бога, оказала колоссальное влияние на формирование более поздних монотеистических традиций. Обратимся к христианству, самой широко распространённой в настоящее время мировой религии. Иудейский монотеизм, столкнувшийся в Вавилоне с персидской формой единобожия, многое почерпнул из учения Заратуштры. Исследователи библейского Ветхого Завета, признаваемого как христианством, так и иудаизмом, отмечают огромное влияние на него авестийских текстов, особенно в части, касающейся морально-этического учения. Наиболее близки к авестийским текстам Книга Иова, Книга Экклезиаста, Книга Песни Песней Соломона.


 Жрецов религии Зороастра греческие историки называли магами. Впоследствии этот термин стал применяться ко всем людям, сведущим в оккультизме, но изначально он возник как этноним племени магов, проживающих на территории Мидии и игравших привилегированную жреческую роль. Известно, что культ бога времени Зервана пришёл из Мидии.


Христианство, наряду с исламом, являющееся ответвлением иудаизма, впитало в себя многие из светлых идей Зороастра, в течение нескольких веков орошавших древо иудейской религии.

По своему духовному содержанию религия Христа гораздо ближе учению Заратуштры, нежели иудаизму, в лоне которого христианство возникло. Зороастрийские священники пришли благословить святого младенца в момент его появления на свет.

Глоба П. Живой огонь. – М.: Эксмо, Яуза, 2008.

Истоки зороастризма

Потомки зороастрийцев

в современном мире

Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим?
В чём нашей жизни смысл? Он нам непостижим...
Омар Хайям

Часть I. Калаши

Вопросы персидско-таджикского поэта и ученого, жившего в 11 – 12 веках актуальны и сегодня для мыслящих людей. Продолжим цепочку вопросов, обозначенную великим поэтом. Что было у истоков Руси? Во что верили наши далекие предки? Какими знаниями они обладали?
На эти и другие вопросы проливает свет духовное наследие, коим для нас является учение древних ариев, связанное с космическим мышлением. «Наши далекие предки почитали силы природы, несли миру учение о добре и зле, о необходимости свободного осознанного выбора человека в сторону блага или в сторону зла. Они понимали, что от выбора каждого человека зависит очень многое. В лоне именно этой традиции четыре тысячи лет назад возник зороастризм. На рубеже III – II тысячелетий до нашей эры пророк Зороастр пришёл на земли Южного Урала. Его миссия состояла в восстановлении учения ариев. Философские концепции о взаимосвязи космоса, природы и человека, мифологические представления о битве добра и зла легли в основу зороастризма. Со временем единый арийский этнос разделился на ветви: индийскую, иранскую и европейскую…

Потомки зороастрийцев

в современном мире

Часть II. Талыши

Сомненья нет, что цель творенья – мы,

Что разума источник зренья мы.

И если мирозданье наше – перстень,

То лучшее в нем украшенье – мы.

 

Омар Хайям

Талыши́ (тал. толышон / tolışon) - 

народ на Южном Кавказе, имеющий иранское происхождение.

Исторически проживает в горной и предгорной области Талыш, примыкающей к юго-западному побережью Каспийского моря (юго-восток Азербайджана и северо-запад Ирана).

 

Талышский язык относится к иранской языковой группе (северо-западная подгруппа, тати-талышское ответвление) индоевропейской семьи языков.

По некоторым оценкам, общая численность талышей во всём мире составляет от 267 300

до (включая народ тати) 619 000 человек,

а численность носителей талышского языка

от 218 100 до (включая татиязычных)

1 300 000 человек [1].

 

В 1928 на основе латинской графики была создана талышская письменность. Периодическая печать и литература сейчас издаются только на азербайджанском языке, который является также языком школы и внесемейного общения.