Праздник «Огонь Жрецов»

4 декабря

в зороастрийской традиции празднуется ШЕСТОЙ ГАХАМБАР


(перс. «хранитель времени» - это день, наполненный особым смыслом и содержанием), Солнце находится в 13˚ Стрельца.

 Атар - персонификация священного Огня в зороастризме. Религия огнепоклонников, как называют зороастризм во всем мире, обожествляет стихию Огня, придавая ему особую, сакральную функцию. Иранский миф повествует о том, что Бог создал небо, воды, землю, растения, животных и человека, и «во всём этом был распределён огонь». Огонь — плазменное состояние вещества - первая стихия, возникшая при сотворении Вселенной. Он до сих пор несёт в себе частицу первоначального, не осквернённого ещё дьяволом, состояния Космоса.
Зороастрийцы знали о том, что огонь хранит в себе небесную благодать - Хварну, и потому поддерживали в своих храмах неугасающее пламя огня. Последователи Заратуштры почитали три священных огня, связанных с тремя Хварнами.


 Самым значимым считался огонь царской Хварны - Атар Гушнасп. К нему приезжали персидские цари на церемонию коронации, они же посещали его во время ежегодного празднования Ноуруза.

 С Хварной священников был связан Атар Фарнбаг - «огонь с частицей божественной благодати».


Третий по значимости священный огонь назывался Атар Борзен Михр, почитаемый как огонь воинов и общинников.
Праздник Атара или Огня Жрецов отмечает, в первую очередь, людей с Хварной жреца - людей, хранящих традиции и ритуалы, с помощью которых они могут восстановить былую гармонию, людей, работающих со Священным Словом и пробуждающих Духовный Огонь в других. Это священный день для духовных учителей и миссионеров. Праздник связан с домостроительством, установкой алтарей, возжиганием очищающих огней, на которых сжигалось всё старое, ненужное и лишнее. Это Огонь, дарующий человеку огромные силы, он считается также истоком исцеления и используется в одном из направлений авестийской астромедицины. А врачами всегда были жрецы, огонь Хварны которых почитается в этот праздник. Но даже если человек не был священником, он мог получить эту Хварну за долг, за прошлое служение, если шёл по стопам своих лучших предков и «раздувал» уголёк их огня. Этот огонь он должен был сберечь и передать потомкам.

В этот день запечатывали двери и погреба, зарывали клады и ключи для потомков.
 Атар - Небесный Огонь, сын Ахура-Мазды, преосуществленный во всех явлениях. Огонь - единственная неоскверненная из священных стихий. Он сжигает любое зло. Огонь преображающий, уничтожающий и воскрешающий всегда почитался зороастрийцами. Атар, как пребывающий во всех творениях, был также символом объединения людей, покровителем миссионерства, духовного единения. Он воплощался в сынах Божьих - Саошиантах.
    В праздник Атара огонь разжигают на закате или даже в полночь - как символ его сохранения, несмотря на власть тьмы. В это время читают проповеди, гадают по священным книгам - вынимают жребий.
 День торжества творческих людей, которые пишут священные книги, комментарии к ним. Это же время зарывания ключей, кладов для потомков, запечатывания дверей, погребов.
Надо жарко топить печи и зажигать 16 огней - по числу благих земель.

Молитва Атару

Гори огонь священной веры,
Огонь, не гаснущий внутри.
Ни благодать, ни чувство меры
Не позволяй терять в пути.

Огонь небес, огонь Вселенной,
Великих пробужденье сил,
Ты в лоне древа родового
Законы предков воскресил.

Ты одарил нас вдохновеньем,
Зажжён в душе как Амертат.
Возрадуйся детей рожденьем
Бессмертных в мыслях и делах.

Частицу бога ты даруешь,
Объединяешь в ритуал…
Ради всего, всего святого
Гори, гори в душе, Атар!

 

Арьяна Ваэджа, 2008

По материалам П.Глобы

Дни Митры  21 - 25 декабря

1˚ - 4˚ Козерога

 «Митра» в переводе означает Верность и Клятва. С ним связаны всякие договоры, клятвы, за нарушение которых Митра карает отступника. Он - страж порядка, призванный охранять законы этого мира и следить за их исполнением. Всевидящий и Всеслышащий Митра ведёт счёт поступкам человека, и на посмертном суде он выступает его «прокурором». Он не терпит лжи ни в чём и требует наказания или награды строго по закону, выдавая каждому его жребий.


  Митра не только наблюдает за равновесием и справедливостью во всех трёх мирах, он ещё - победитель хаоса и тьмы. Горе тому, кто нарушит договор, святость которого хранит этот Изед. Священным животным Митры всегда был конь, его обычно изображают всадником или правящим колесницей.

  Этот праздник отмечают на выходе Солнца из знака Стрельца.


РОЖДЕСТВО ЗАРАТУШТРЫ   22 декабря
1˚ Козерога

24 декабря

День рождения Митры

 

Митра – хранитель космического закона и космической справедливости. (4˚ Козерога)

 

 

 


31 декабря

Праздник Ахура Мазды, Датуша


Особо почитаемый день Творца нашего мироздания.
(11˚ Козерога)

 

 



3 января

Праздник Зервана Творца


День Великой Пустоты, зерванитский праздник.

(14˚ Козерога)

 

 

 


4 января

День Молчания, Пустоты, Зервана


Особо почитаемый день.

(15˚ Козерога)


 В зороастрийской традиции зимнему солнцестоянию посвящался Праздник Всех Пророков. В эти дни в разные исторические времена рождались Боги и многие Герои различных религий: Зевс и Мардук, Аполлон и Митра, Асклепий и Дионис, Янус и Геракл, Заратуштра и Иисус Христос.
 Подобно тому, как рождение Мира в материи можно уподобить началу года, соответствующего весеннему равноденствию, когда пробуждаются все спящие силы Земли, также зачатие Мира и первую мысль Творца о нём можно соотнести с зимним солнцестоянием, когда день только начинает освобождаться от оков темноты. В это время Солнце вступает в первый градус Козерога, который отмечен рождением Пророка Заратуштры.
Личность легендарного пророка Заратуштры овеяна ореолом древних сказаний. Греки, считавшие его воплощением восточной мудрости, называли его именем Зороастр, что означает «Сын Звезды». Основатель «Космической Религии», как и по сей день называют религию «Авесты», имел полное право на это имя, тем более что согласно зороастрийской мифологии, душа Заратуштры сошла на Землю со звёзд. «Сын Звезды» стал провозвестником первой в мире религии откровения, названной в последствие зороастризмом, по имени её основоположника.
Заратуштра первым осудил языческое идолопоклонничество и кровавые жертвоприношения. Заратуштра первым уравнял в правах мужчину и женщину.

Он впервые указал путь к спасению бедным и обездоленным, утвердив в умах верующих постулат о том, что не в обилии и не в богатстве жертвоприношений заключается истинное служение Богу, а в праведных деяниях, добрых речах и чистых мыслях, которые угодны Творцу гораздо более, чем любые дары, не заработанные собственным трудом. Заратуштра обоготворил труд как форму служения Богу на Земле. Земледелие, уход за растениями и животными, строительство и любая другая деятельность, направленная на укрепление благого материального Мира, является для зороастрийцев священной земной обязанностью.
 Бремя своего религиозного долга каждый истинный зороастриец несёт легко и достойно, поскольку жизнь, дарованная Творцом, есть праздник, а всё доброе, что есть в ней - это дар Господа, от которого нельзя отказываться.
 Это день рождения Заратуштры, первого Саошианта. Его жизнь и миссия были связаны с нашей землей. Родился он вблизи реки, что сейчас называется Камой, и, родившись, не заплакал, как все остальные дети, а засмеялся. Этот смех убил девяносто тысяч дэвов, что стремились уничтожить первого Спасителя, а самого Заратуштру с тех пор стали называть «Смеющимся пророком». С рождением маленького мальчика из рода Спитама было связано много чудес. Так, мать принесла его на вершину горы - и гора воссияла светом, после чего её стали называть Белой Горой.
  Заратуштра не был основателем учения о разделении Света и Тьмы, о Зерване. Он просто возродил в новом качестве древнюю традицию белой расы, искаженную и потерянную. Сделать это было нелегко. После получения Откровения в 30 лет, когда Воху-Ман проводил его в Высший Мир, где будущий пророк беседовал с Ахура-Маздой и Амеша-Спента, Заратуштра ещё 10 лет провёл в дальних странствиях и беседах с различными людьми, пытаясь донести до них Закон, прежде чем обрёл первого ученика, а ещё через два года - и защитника в лице царя Ваштаспы, чья страна лежала в долине между Волгой и Уралом-рекой до самых Уральских гор. Для нас важно одно из пророчеств Заратуштры, где он сказал, что «Учение вернется туда, откуда оно вышло».
  Праздник близок к моменту зимнего солнцестояния. С этого времени ночь идёт на убыль, день становится длиннее. В мире и в природе всё больше света. В этот день поют гимны Заратуштре из «Зердештнамага». А в ночь перед праздником пекут ритуальные лепешки, в которые запекают отрывки из «Гатов» - песен, созданных пророком. Вытянутый текст является предсказанием на год. Ну, а кто проглотит бумажку, тот остается ни с чем. Зажигают 17 огней - по числу учеников Заратуштры.

По изначальному замыслу наш мир должны были создать близнецы. Но они пошли разными путями: Ангро-Манью не пожелал творить видимый мир, и Ахура-Мазде пришлось созидать весь мир целиком, в его видимой и невидимой части. Конечное замкнутое время, которое невозможно изменить, появилось в нашем мире, когда Ахриман сделал выбор в сторону зла, для того, чтобы оградить другие миры от проникновения этого уникального по своей сути паразитического начала.
Время Карана держит нас в этом мире. Мы до тех пор будем игрушками судьбы, пока не сможем преодолеть время, а сделать это можно только одним путем: избавиться от диагноза, который был нам дан с самого рождения. Этот диагноз - «отягощение злом».
Мистерия освобождения от зла, а значит и от времени, его сковывающего, - самая серьезная задача, которая стоит перед человеком. Для ее решения необходимо знать законы времени Карана и работать с ним. Мы - дети Бога и Света, а значит свобода для нас - вопрос времени. Ведь каждый момент настоящего, будущего и прошлого содержит в себе и четвертую ипостась времени - вечность, т. е. выход в Зерван-Акарана.

5 – 17 января. ПРАЗДНИК ЗЕРВАН-КАРАНА

С 5 по 17 января

12 дней праздника.

 

Зажигают масляные лампы, проводят карнавалы, игрища, маскарады, факельные шествия.

 

Священными растениями этого праздника являются ель, сосна.

 

Покупают часы и гадают о будущем.

ПЕРВЫЙ ГАХАМБАР1 (1˚-10˚ Овна)

с 21 по 30 марта: Ноуруз Праздник Нового зороастрийского года.

Гахамбар (в переводе с персидского означает «хранитель времени») – это день, наполненный особенным смыслом и содержанием.


В зороастрийской традиции весеннее равноденствие - важнейшее космическое событие, являющееся началом Нового календарного года - Ноуруза. Это время, когда в Северном полушарии Земли пробуждается ото сна природа, и согласно древним арийским поверьям, на Землю символически возвращаются умершие предки, как бы воскресая в каждом живом существе. Все в мире подвержено круговороту, идущему по спирали, с повторением на новом уровне: то, что когда-то умерло, вновь воскресает в новом качестве.
Ноуруз - это праздник освобождения от смерти и страданий, связанный с обретением утраченной гармонии. Он носит еще одно название - Гахамбар Фравардин - по наименованию первого зороастрийского месяца. Особым почитанием при праздновании Ноуруза пользуется Огонь - жизненная сила, пронизывающая все творения. Огонь - стихия не оскверненная, он вырвал человека из мрака животного существования, обогрел его, накормил и защитил от нападения хищников. Огонь - самый высший и самый дорогой дар, данный Богами беспомощному человечеству, о чем написано в «Зиро-чаке»: «Великому Огню Ахура-Мазды, который Он зажег в мире для спасения творения от сатанинской гордыни, поклоняемся мы».

В древнем Иране Ноуруз был еще и днем коронации царей

Даже если царь умирал или погибал, коронация нового царя все равно происходила в Новый День, т.е. 21 марта.


Астрологически Новый Год - Ноуруз - наступает под знаком Овна - первичного, изначального Огня, управителем которого является Марс - планета воинов, воли, борьбы и состязаний, Марс, показывающий не только совместные усилия людей, но такую борьбу и разделение, когда одна воля противостоит другой. А это и есть то самое противостояние между Хормаздом и Ахриманом, описанное в «Бундахишне» («Творение основ»), которое началось именно в первый день Нового года - в Ноуруз:

 

«В месяце Фравардине, в день Хормазда [1 солн. день] он [Ахриман] обрушился в полдень, отчего небо раскололось/разбилось (вдребезги) и устрашилось им, как овца (устрашается) волком. Планеты со многими демонами разбили/прорвали небесную сферу, и они смешали созвездия; и все творенье/мирозданье было обезображено так, как если б/будто огонь изуродовал всякое место, и дым взошел над ним. И девять дней и ночей небесные ангелы сражались в этом мире с объединенными силами демонов злого духа, и повергли их, смятенных в ад; и был сооружен крепостной вал неба/небесный бастион с тем, чтобы враг не мог более смешаться с ним. И Хормазд знал, что только если они [Фраваши] согласятся спуститься на землю, чтобы вести борьбу, ему будет обеспечена конечная победа. Итак, Хормазд созвал совет с сознанием и Фравашами людей, и вдохнул в них всеведущую мудрость, говоря: «Что кажется вам более подходящим: чтобы я облек вас в материальную форму, и, будучи воплощены, вы станете бороться с ложью и уничтожите ее, и чтобы в конце мы воскресили вас, целостных и бессмертных, и восстановили в материальной форме, и чтобы навечно вы стали бессмертными, не стареющими и не имеющими врагов; или же, чтобы все время вас приходилось охранять от Врага? И Фраваши людей, благодаря всеведущей мудрости, увидели, что в этом мире им придется страдать от Лжи и Ахримана, но зато в конце, который наступит в Последнем Теле, они будут воскрешены свободными от вражды Ахримана, целостными и бессмертными, навечно и навсегда, и они согласились сойти в материальный мир».


Первопредки человечества сделали свой выбор в сторону сил света, сойдя в первые дни Нового Года на землю в физическом теле для борьбы со злом. Поэтому Ноуруз - это не только начало года, но и время, когда проигрывается мистерия начала начал, творения и конца этого мира, мистерия Фравашей и их воплощения на Земле. Он напоминает о Последнем Дне Мира, когда восторжествует великая владычица Аша-Истина, и Последний День станет одновременно Новым Днем вечной жизни.
Все дни Гахамбара Фравардин связаны не только с весельем, но и с проблемами духовного выбора.

 

 

21 марта. Первый день празднования Ноуруза (1° Овна) посвящен перво-предкам человечества - Фравашам, а также поминовению Гайомарта - Благословенного Человека, из семени которого произошли люди, «...сияющего как Солнце, высотой около четырех локтей, и шириной, равной его высоте, он сотворил его на берегу реки Даитик, ибо это и есть середина Земли... Из света и свежести неба он извлек семя людей и быков; ибо эти два семени происходят от огня, а не от воды; и он вложил их в тела Гайомарда и Быка, чтобы от них в изобилии пошло потомство людей и животных». Ахриман умертвил Благословенного Человека, но перед смертью Гайомард изрек: «Из моего семени взойдут люди, и наилучшее для них - совершать добрые дела».

 

22 марта. Второй день (2˚ Овна) связан с воспоминаем о Золотом веке человечества, Машии и Машиане, которые произошли из семени Гайомарда и выросших из земли «в виде растения ревеня с одним стеблем и пятнадцатью отростками. И было так, будто их ладони прижаты к ушам, и они были соединены друг с другом конечностями и телом, и их хварн парил над ними. И так тесно они были соединены друг с другом, что было не ясно, где мужчина, а где женщина. Хварн, который был сотворен Хормаздом, и который сопровождал их, и который и есть хварн (душа и достоинство) человеческого рода, был дан им». Затем «...они развились из растения в человеческую форму, и хварн, который есть их душа, вошел в них тайно».
«И Хормазд сказал Машин и Машиане: «Вы - люди, отец и мать этого мира. Так исполняйте ваши дела в согласии с порядком праведности и с совершенным разумом. Думайте, говорите и делайте добро. И не поклоняйтесь демонам». И первой мыслью, которая явилась у обоих, когда они рассмотрели друг друга, была: «Он - человеческое существо». И первым делом, которое они сделали, было то, что они стали двигаться и заморгали глазами. А первым, что они сказали, было: «Хормазд сотворил воду, землю, растения, животных, звезды, Луну и Солнце и все обилие вещей, что в праведном откровении было названо корнем и плодом». В золотой век человечества на земле царило бессмертие, не было болезней, старости и моральных пороков.

 

23 марта. Третий день (3˚ Овна) несет в себе более тягостные события: обольщение, первичное грехопадение и искушение Машие и Машианы: «...Противник [Ахриман] вторгся в их ум и извратил его. И они вскричали: «Дух Разрушения сотворил воду, землю, растения и другие вещи». И когда они произносили эту первую ложь, которая погубила их, то говорили в согласии с волей демонов. И это было первой радостью, которую Дух Разрушения похитил у них и присвоил себе. За эту ложь они были прокляты. И их души пребудут в Аду до Последнего Тела». После того, как Первые Люди признали не только Хормазда, но и Ахримана, т.е. познали добро и зло, они потеряли свою изначальную благость, «...и через неблагодарность, которую они выказали, демоны ободрились...». У людей появилась необходимость тяжким трудом добывать себе пищу, одежду и кров. Падение их завершилось познанием таинств супружества. От потомков первой человеческой пары населился весь обитаемый мир. С этим днем связана возможность восстановить изначальную гармонию с помощью Изедов-Небожителей.

 

24 марта. Четвертый день (4˚ Овна) - это воспоминание об эпохе Древних Царей - Кави, обладавших царской хварной (Божественной отмеченностью) и правивших Землей, преображая ее и делая процветающей. В «Авесте» Кави изображены борцами против сил Зла и Хаоса. Царь выступал, как пророк, провидец, как арбитр и защитник справедливости в масштабах своего царства, он принимал самые ответственные решения, которые никто не имел права оспорить, т.к. царь являлся истинным помазанником Божьим, проводником воли Бога.
Кави распространяли религию зороастризма - Добрую Религию, как ее называют современные исследователи. В эпоху древних царей религия и царская власть понимались, как одно целое: «Религия есть это основа царства, а царство защищает религию, ибо то, чему не достает основы, должно погибнуть, и то, что не имеет защиты, исчезает». Именно на искажение понимания и разделение этих двух важных понятий направлены все усилия Злого Духа. Зороастрийцы верят, что приход нового Спасителя принесет объединение Религии и Короны, поможет восстановлению изначальной гармонии на Земле.

 

25 марта. Пятый день (5˚ Овна) - время поминовения Героев и Богатырей, которые боролись со змеями, дэвами (злыми духами), карапанами (злодеями-колдунами), а также день воспоминания о Предках, оказавших им помощь в этой борьбе. Зороастрийцы всегда считали, что основным достоинством мужчины является воинская доблесть.

 

26 марта. Шестой день (6˚ Овна) - центральный день праздничного цикла - духовное рождение Заратуштры, его преображение и миссия на Земле. Именно в этот день Заратуштре явились Ангелы-Небожители - Воху-Ман (Благая Мысль) и Сраоша (Благовестие) - с посланием от Ахура-Мазды, где говорилось, что Заратуштра должен стать великим пророком, что Душа его была предвечна, и в течение всего периода осквернения его Духовное Тело оставалось нетленным, к нему ни разу не подобралось Зло. Свое откровение Заратуштра получил на берегу реки Даити. Согласно древнему мифу, у него был долгий разговор с Ахура-Маздой, который он позднее поведал людям в Гатах. Ахура-Мазда научил Заратуштру самой древней и значимой для зороастрийцев молитве «Ахунвар», создан¬ной самим Ахура-Маздой и произнесенной им до появления Мира. После этого Заратуштра стал учить людей тому, что поведал ему Ахура-Мазда. У Заратуштры было 17 учеников, которым он доверил сокровенное учение.

 

27 марта. Седьмой день (7˚ Овна) связан с поминанием первого Саошианта (Спасителя Мира) - Иисуса Христа, чье рождение было предсказано Заратуштрой еще за две тысячи лет до нашей эры. Первый Спаситель Земли - Иисус Христос - Сын Человеческий, Сын Божий, Искупитель, добровольно принял страдания и смерть, чем освободил людей из плена и рабства Сил Зла, в которое они ввергли себя в результате своего грехопадения и неправильного образа жизни. Из Евангелия от Матфея известно, что младенцу Иисусу пришли поклониться волхвы-маги с Востока (в те времена так называли персидских зороастрийских жрецов) и принесли ему свои дары: золото, ладан и смирну, которые являются символом трех хварн в религии зороастризма. Миссия несения Божественного Слова на Земле была продолжена. Это день укрепления христианского эгрегора.

 

28 марта. Восьмой день (8˚ Овна) посвящен будущему Спасителю, приход которого возвестит Миру о начале Эпохи Разделения Света и Тьмы, Добра и Зла, «ибо там, где есть добро, невозможно быть злу», о чем написано в старинных священных книгах. Избранные заветы древних мудрецов гласят: «Я не допускаю сомнений в том, что прибыль происходит от добрых дел, а потери - от греха; что Хормазд - мой друг, а Ахриман - враг; и что есть лишь один путь - путь веры. И этот единственный путь - это путь добрых мыслей, добрых слов и добрых дел, это путь Небес, света и чистоты, путь Безграничного Творца Хормазда, который был и будет всегда. Существует также путь злых мыслей, злых слов и злых дел, путь тьмы и ограниченности, путь беспредельных страданий, смерти и нечестия, принадлежащий проклятому Духу Разрушения (Ахриману), который некогда уже был в небытии и который снова вернется в небытие, вне творений Хормазда, и который будет уничтожен в конце». В этот день вопрошают о будущем, это время любви и прощения.

 

29 марта. Девятый день (9˚ Овна) посвящен приходу последнего Саошианта (Спасителя), искуплению грехов, обретению людьми Последнего Бессмертного Тела, завершению миссии Фравашей, как руководителей спасения человечества. «Сначала будут восстановлены кости Гайомарда, затем - кости Машия и Машианы, и затем будут восстановлены кости всех остальных людей. Ибо 50 лет Сошианс будет восстанавливать мертвых, и все люди будут воскрешены, и те, что были спасены, и те, что были прокляты. И каждый человек восстанет на том месте, где его дух покинул его, или где он впервые пал на землю... Затем будет созвано великое собрание, когда все люди на земле будут отстаивать себя, и каждый человек будет видеть свои добрые и злые дела, и спасенный будет отличим от проклятого, как белая овца от черной... Каждый из людей раскается в делах, которые он сделал, праведные восплачут за осужденных, и осужденные восплачут сами за себя... Саошиант приготовит белую Хаому, напиток бессмертия, и дадут его всем людям. И все люди станут бессмертными навечно и навсегда».

 

30 марта. Десятый день (10˚ Овна) - подведение итогов развития Мира и человечества, прощание с праздником, объединение человечества в одну семью. «Все люди станут единым голосом и во всю мощь этого голоса станут возносить хвалу Хормазду (Создателю) и Амеша-Спентам (Архангелам). К тому времени Хормазд доведет свое творение до совершенства, и оно не будет нуждаться в его дальнейшей работе над ним». Затем Хормазд схватит Духа Разрушения и его помощников дайвов и бесов, они будут разбиты вдребезги и повержены в немощь, «и через тот же проход в небе, через который они обрушились на все творенье, они со свистом унесутся во мрак и тьму, ...и дыра в Аду, через который напал Дух Разрушения, будет запечатана расплавленным металлом, и земля, которая была в Аду, будет вынесена наверх, на широкий простор материального мира... Затем последнее Воскрешение произойдет в двух мирах; и согласно своему стремлению, материальный мир станет бессмертным навечно и навсегда».

 

31 марта. ПРАЗДНИК ОГНЯ ВОИНОВ. Атар Барзенмихр (11˚ Овна).
В зороастризме существуют три праздника, которые посвящены трем Огням, символизирующим виды хварны. Огонь царей называется Атар Гуштасп, Огонь жрецов - Атар Фарнбак, Огонь воинской хварны - Атар Барзенмихр. Эти три Огня всегда горели в храмах зороастрийцев, каждый на алтаре своей формы. Огонь царей вырывался из бутона распустившегося цветка, чьи лепестки напоминают корону; Огонь жрецов хранился в горе, подобной вулкану, а Огонь воинский подымался из трехгранной пирамиды, похожей на клинок меча.


Каждый Огонь символизирует путь в жизни, три главных направления человеческой деятельности. Царственное начало - это прежде всего хварна Творца, кавия, демиурга. Это Огонь расцвета, преображения мира, свободы и творчества, освещающий путь в будущее и ведущий людей. Путь священника связан с сохранением и поддержанием Огня прошлого. Это следование вечным законам, внесение в этот мир устойчивого и неизменного начала.


Огонь воина вспыхивает у каждого, кто получает хварну за заслугу добрых дел. Человек «получает звание», призван и включен в иерархию Небесного Воинства, несет трудную и почетную службу в земных условиях. Путь воина - это путь реальных жизненных достижений. Он может проявляться в чем угодно, главное, чтобы в жизни были борьба, прежде всего, с самим собой, и победы. Это праздник воинов и людей с хварной воина. Его отмечают только мужчины. Длится он от восхода до заката, кульминация праздника приходится на восход и полдень. Все присутствующие должны носить шапки, шлемы - оставаться с непокрытой головой нельзя. Едят грубую пищу. Зажигаются три огня, жгутся смоляные факелы.

Расстаёмся с Солнцем и теплом,
Но, надеюсь, это ненадолго:
Пролетит холодный ветер волглый,
И помашет осень нам крылом.

Точка равноденствия пришла –
Время отделения от плевел
Зёрен вызревших, и ты поверил,
Что Душа по-прежнему жива.

Не страшна  ей стужа и печаль,
Коль на солнце ласковом погрелась.
Загорело личико, зарделось.
Будем пить с малиной крепкий чай.

Древние устои хороши:
Пусть вокруг бушует непогода,
Это временная смерть природы,
И она не тронет лик Души.

 


Сэдэ - один из важнейших зороастрийских календарных праздников.

Это время борьбы с силами тьмы, требующее мобилизации всех сил. Для того чтобы бороться со злом, необходимо осуществить выбор в сторону добра и света, и осеннее равноденствие воспринималось зороастрийцами как возможность сделать такой выбор тем, кто еще не определился.

Это время окончательного выбора - «время принятия решения», градус Суда, напоминающий человеку о весах, на которых будут взвешиваться его добрые и злые деяния справедливыми судьями загробного мира - Митрой и Рашну.

Все в природе подчинено одним законам и «то, что вверху, подобно тому, что внизу», а значит, даже такие огромные временные циклы, как смена космических эпох, имеют отражение в циклической смене времен года в нашей земной жизни.


Солнце - дневной светоч, даритель тепла и радости, определяет течение жизни на нашей планете. Уходящее на зиму Солнце оставляет на земле частицу своего божественного сияния - огонь, неподвластный силам мрака и разрушения. Божественный огонь, согревающий и объединяющий людей, горящий во тьме подобно маяку, помогает нам обрести истинный путь, праведно дожить до весны, когда Солнце вновь вернется во всем своем великолепии.
Время праздника - вблизи осеннего равноденствия. С этого дня светлое время суток становится короче, ночь - длинней. Наступает самый тяжёлый период года, когда силы тьмы берут верх в природе, жизнь замирает в ожидании весны. Поэтому необходимо поставить предел злу в самих себе, подойти к этому времени очистившись и подведя итоги за прожитые полгода. Следует отказаться от земных ошибок. Закончен сбор урожая: полученные плоды необходимо сберечь и отобрать из них те, что пойдут на семена в следующем году. Время отделения семян от плевел.

23 сентября. Праздник СЭДЭ (Солнце находится в 1˚ Весов).

Елена Матарцева 23.09.2021

Осеннее равноденствие

Праздник Сэде. Зерванитский взгляд.

Сэде один из главнейших праздников, связанных с четырьмя ключевыми точками Зоодиака: двумя равноденствиями и двумя солнцестояниями.

Он связан с точкой осеннего равноденствия, когда Солнце находится в первом разрушительном градусе Весов на закате Солнца.

 

В этом году праздник отмечается 23 сентября. Считалось, что в этот день силы зла на Земле обретают максимальную силу и стремятся к распространению. Смысл праздника и его ритуала заключается в том, чтобы остановить эти силы и не дать им распространяться в дальнейшем.


Правильно построенный ритуал включает в себя не только молитвы против сил зла, но и обращение к благодающему Раману, который переполяризует многие силы и направит их ко благу.

Участвующие в ритуале в празднике Сэде, если он правильно совершён, получают небесную награду за этот ритуал в виде материальных благ, которые приходят к ним в течение года, в виде денег, других форм благосостояния и выгодной работы.


Зодиакальный градус этого праздника расположен в центре знака верхнего зоодиака, называемого Пастух или Пастырь, олицетворяемых Архангелом Раманом, которой предстаёт перед нами не только в благодающей, но и грозной ипостаси. Поэтому злодеи от этого дня не получат ничего, скорее даже потеряют.


Смысл этого праздника в остановке сил зла, их распространения в мире. Отказ от сил зла, который может совершить человек по своей доброй воле, происходит в один из следующих праздников, связанных с нахождением Солнца в знаке Весов в его 23 градусе. Это 5-й гаханбар или праздник выбора, который отмечается в этом году 15 октября во второй половине дня.

Хвадьяр хорбад.

 

Уходящая осень -это время,

когда врагам стало нам нечего сказать,

а новые друзья к нам ещё не пришли.

Осенний огонь для всего года

9-й Месяц зороастрийского календаря       16 ноября - 15 декабря
Покровитель - Атар   Тотем — Красный Петух

Зороастрийский календарь

реконструировал Павел Павлович Глоба - известный учёный, историк,

основатель авестийской школы астрологии на всей территории нашей Родины — бывшего СССР,

ректор Астрологического института ,

основатель зороастрийских общин в разных городах нашей страны.

Проблема этого месяца — проблема поиска и выхода из любой формы ограниченности. И задача людей, рождённых в этот месяц, состоит в возможности объединения разных наций, убеждений и идеологий, а главное — в духовном объединении.

Месяц Атара соответствует знаку Стрельца и связан со стихией Огня, основная функция которого состоит в посредничестве между людьми и богами. С ними же связано понятие трёх видов Хварны – божественной благодати. В месяц Атара необходимо почитать все три священные огня: огонь Царей (благая мысль, будущее), Огонь Жрецов (благое слово, прошлое) и Огонь Воинов (благое деяние, настоящее). Это время совершения ритуалов, объединения людей по убеждениям. Оно благоприятно для коллективной работы, учения, миссионерства и путешествий.

Молитва Атару

Гори огонь священной веры,
Огонь, не гаснущий внутри.
Ни благодать, ни чувство меры
Не позволяй терять в пути.

Огонь небес, огонь Вселенной,
Великих пробужденье сил.
Ты в лоне древа родового
Законы предков воскресил.

Ты одарил нас вдохновеньем,
Зажжён в душе, как Амертат.
Возрадуйся детей рожденьем
Бессмертных в мыслях и делах.

Частицу бога ты даруешь,
Объединяешь в ритуал…
Ради всего, всего святого
Гори, гори в душе, Атар!

 

Арьяна Ваэджа

22 – 28 ноября. Дорога Жизни, Алмазный Путь
(Время «освобождения» от смерти.

1˚-7˚ Стрельца)


28 ноября. Праздник Вертрагны
(Связан с воинскими искусствами.

7˚ Стрельца)


4 декабря. ШЕСТОЙ ГАХАМБАР

(13˚ Стрельца)
Огонь Жрецов
 

Атар - персонификация священного Огня в зороастризме.

Религия огнепоклонников, как называют зороастризм во всём мире, обожествляет стихию Огня, придавая ему особую, сакральную функцию.

Иранский миф повествует о том, что Бог создал небо, воды, землю, растения, животных и человека, и «во всём этом был распределён огонь — плазменное состояние вещества - первая стихия, возникшая при сотворении Вселенной».

Огонь до сих пор несёт в себе частицу первоначального, не осквернённого ещё дьяволом, состояния Космоса.
Зороастрийцы знали о том, что огонь хранит в себе небесную благодать - Хварну, и потому поддерживали в своих храмах неугасающее пламя огня.

С Хварной (Фарном) священников был связан Атар Фарнбаг - «огонь с частицей божественной благодати». Праздник Атара или Огня Жрецов отмечает, в первую очередь, людей с хварной жреца - людей, хранящих традиции и ритуалы, с помощью которых они могут восстановить былую гармонию, людей, работающих со Священным Словом и пробуждающих Духовный Огонь в других. Это священный день для духовных учителей и миссионеров.

Последователи Заратуштры почитали три священных огня, связанных с тремя Хварнами.
Самым значимым считался огонь царской Хварны - Атар Гушнасп. К нему приезжали персидские цари на церемонию коронации, они же посещали его во время ежегодного празднования Навруза.

Третий по значимости священный огонь назывался Атар Борзен михр, почитаемый как огонь воинов и общинников. Это Огонь, дарующий человеку огромные силы.

Атар - Небесный Огонь, сын Ахура-Мазды, преосуществленный во всех явлениях. Огонь - единственная неосквернённая из священных стихий. Он сжигает любое зло.

Огонь преображающий и воскрешающий всегда почитался зороастрийцами. Атар, как пребывающий во всех творениях, был также символом объединения людей, покровителем миссионерства, духовного единения. Он воплощался в сынах Божьих — Саошиантах (Спасителях мира).
Огонь, дарующий людям огромные силы, сияние, мощь, является также истоком исцеления. Исцеление огнём, различными его видами, было одним из направлений авестийской медицины. А врачами всегда были жрецы, огонь хварны которых почитается в этот праздник. Но даже если человек не был священником, он мог получить эту Хварну за долг, за прошлое служение, если шёл по стопам своих лучших предков и «раздувал» уголёк их огня. Этот огонь он должен был сберечь и передать потомкам.

В праздник Атара огонь разжигают на закате или даже в полночь -

как символ его сохранения, несмотря на власть тьмы.

 

Праздник связан с изобилием, домостроительством, установкой алтарей,

возжиганием огней для очищения - на них сжигалось всё лишнее.

В это время читают проповеди, гадают по священным книгам - вынимают жребий.


День торжества творческих людей,

которые пишут священные книги, комментарии к ним.

 

Это же время зарывания ключей, кладов для потомков,

запечатывания дверей, погребов.

Праздник отмечает людей с хварной жреца - хранящих традиции, ритуалы, при помощи которых они могут восстановить былую гармонию; людей, работающих со Священным Словом, пробуждающих Духовный Огонь в других, объединяющих их; хранителей святой благодати.


Надо жарко топить печи и зажигать 16 огней - по числу благих земель.

9 декабря. Праздник Атара.

Небесный Огонь, объединяющий все творения в единое мироздание. (18˚ Стрельца)

 

11 декабря. Особо почитаемый день, связанный с Изедом Рамманом (20˚ Стрельца). Богатство, процветание, стихийные духи.

Атар – персонификация священного Огня в зороастризме.
Амертат – высшая космическая сущность в религии зороастризма, даритель бессмертия.

Месяц Датуша соответствует знаку Козерога и посвящен Богу, Творцу – Ахура – Мазде, а его название означает «творящий, дающий, дарующий».

Это время связано с рождением идей и планированием будущего, с достижением высшей цели, выбором «по вертикали»: либо Вы идёте дорогой испытаний по пути к вершине человеческого духа, либо несётесь в пропасть пороков – вверх или вниз.

Люди, рождённые в этот период, имеют особую отмеченность и несут большую ответственность, так как месяц Датуша связан с самим Творцом Вселенной.

21 декабря.

РОЖДЕСТВО ЗАРАТУШТРЫ (1˚Козерога)

В зороастрийской традиции

зимнему солнцестоянию посвящался Праздник Всех Пророков.

В эти дни в разные исторические времена рождались Боги и многие Герои различных религий: Зевс и Мардук, Аполлон и Митра, Асклепий и Дионис, Янус и Геракл, Заратуштра и Иисус Христос.

Подобно тому, как рождение Мира в материи можно уподобить началу года, соответствующего весеннему равноденствию, когда пробуждаются все спящие силы Земли, зачатие Мира и первую мысль Творца о нём можно соотнести с зимним солнцестоянием, когда день только начинает освобождаться от оков темноты.

В это время Солнце вступает в первый градус Козерога, который отмечен рождением Пророка Заратуштры.
Личность легендарного пророка Заратуштры овеяна ореолом древних сказаний. Греки, считавшие его воплощением восточной мудрости, называли его именем Зороастр, что означает «Сын Звезды». Основатель «Космической Религии», как и по сей день, называют религию «Авесты», имел полное право на это имя, тем более что согласно зороастрийской мифологии, душа Заратуштры сошла на Землю со звёзд. «Сын Звезды» стал провозвестником первой в мире религии откровения, названной в последствии зороастризмом, по имени её основоположника.
Заратуштра первым осудил языческое идолопоклонничество и кровавые жертвоприношения. Заратуштра первым уравнял в правах мужчину и женщину. Он впервые указал путь к спасению бедным и обездоленным, утвердив в умах верующих постулат о том, что не в обилии и не в богатстве жертвоприношений заключается истинное служение Богу, а в праведных деяниях, добрых речах и чистых мыслях, которые угодны Творцу гораздо более, чем любые дары, не заработанные собственным трудом. Заратуштра обоготворил труд как форму служения Богу на Земле. Земледелие, уход за растениями и животными, строительство и любая другая деятельность, направленная на укрепление благого материального Мира, является длязороастрийцев священной земной обязанностью.
Бремя своего религиозного долга каждый истинный зороастриец несёт легко и достойно, поскольку жизнь, дарованная Творцом, есть праздник, а всё доброе, что есть в ней - это дар Господа, от которого нельзя отказываться.
Это день рождения Заратуштры, первого Саошианта. Его жизнь и миссия были связаны с нашей землей. Родился он вблизи реки, что сейчас называется Камой, и, родившись, не заплакал, как все остальные дети, а засмеялся. Этот смех убил девяносто тысяч дэвов, что стремились уничтожить первого Спасителя, а самого Заратуштру с тех пор стали называть «Смеющимся пророком». С рождением маленького мальчика из рода Спитама было связано много чудес. Так, мать принесла его на вершину горы - и гора воссияла светом, после чего её стали называть Белой Горой.
Заратуштра не был основателем учения о разделении Света и Тьмы, о Зерване. Он просто возродил в новом качестве древнюю традицию белой расы, искаженную и потерянную. Сделать это было нелегко. После получения Откровения в 30 лет, когда Воху-Ман проводил его в Высший Мир, где будущий пророк беседовал с Ахура-Маздой и Амеша-Спента, Заратуштра ещё 10 лет провёл в дальних странствиях и беседах с различными людьми, пытаясь донести до них Закон, прежде чем обрёл первого ученика, а ещё через два года - и защитника в лице царя Ваштаспы, чья страна лежала в долине между Волгой и Уралом-рекой до самых Уральских гор.

Для нас важно одно из пророчеств Заратуштры, где он сказал, что «Учение вернётся туда, откуда оно вышло».

Праздник близок к моменту зимнего солнцестояния.

С этого времени ночь идёт на убыль, день становится длиннее. В мире и в природе всё больше света.

В этот день поют гимны Заратуштре из «Зердештнамага».

А в ночь перед праздником пекут ритуальные лепешки, в которые запекают отрывки из «Гатов» - песен, созданных пророком.

Вытянутый текст является предсказанием на год. Ну, а кто проглотит бумажку, тот остается ни с чем.

Зажигают 17 огней - по числу учеников Заратуштры.

• Традиционно момент зимнего солнцестояния принимается

за начало астрономической зимы.

 

Солнце в эти дни восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе.

Его высота над горизонтом в Санкт-Петербурге всего лишь 6,5 градусов.

Но с каждым днём точки его восхода и захода будут передвигаться к северной стороне горизонта.

При этом с каждым днём Солнце будет подниматься над горизонтом всё выше и выше.

День будет становиться длиннее, а ночь короче.


• Астрономическая долгота Солнца в эти дни равна 90°.


• В течение нескольких дней до и после момента солнцестояния Солнце почти не меняет склонения, его полуденные высоты в небе почти неизменны (высота в течение года меняется по графику, близкому к колоколообразной вершине синусоиды); отсюда и происходит само название солнцестояния. Из наблюдений высоты Солнца в период зимнего солнцестояния может быть определён наклон плоскости эклиптики к плоскости небесного экватора.

Для наших древнейших предков, земледельческих и скотоводческих племён, полностью зависевших от природы, зимнее возрождение солнца после дня солнцеворота было

не рядовым, а весьма значительным событием для выживания рода.

В Санкт-Петербурге в 2023 году  22 декабря будет самый короткий день зимы –

5 ч 53 мин 47 с. (voshod-solnca.ru)
В день зимнего (декабрьского) солнцестояния, солнце проходит через самую южною точку эклиптики, то есть максимально удалено от небесного экватора к югу (для северного полушария Земли).

После этой даты, продолжительность светового дня медленно увеличивается вплоть до дня весеннего равноденствия. В разных часовых поясах дата солнцестояния может отличаться на сутки, поэтому важно указать ваше точное местоположение.

В Санкт-Петербурге точный момент зимнего солнцестояния в 2023 году наступает 22 декабря, в 06:27:19.

Высота солнца над горизонтом в дни зимнего солнцестояния

В день зимнего солнцестояния высота Солнца над горизонтом в Санкт-Петербурге

всего лишь 6,5 градусов.

Смысловое наполнение материала взято из лекцийПавла Павловича Глобы.
При подготовке статьи были использованы следующие  источники:


• Глоба П.П. Когда наступит день.- Минск: Арба, 1997. - 256 с.
• Глоба П.П. Календарные циклы. – Мн.: АА ОО «АСТРА», 2002. – 128 с.
• Глоба П. Живой огонь. - М.: Эксмо, Яуза, 2008. - 384 с.
• Глоба П. Учение древних ариев. – М.: Эксмо: Яуза, 2011.-752 с.

• Левитан Е. Редкое астрономическое явление // Наука и жизнь. — 1988. — № 9. — С. 116.
•  Цесевич В.П. Эклиптика // Что и как наблюдать на небе. — 6-е изд. — М.:Наука, 1984. — С. 48—49. — 304 с.
• Ширяев А.А. О смещении точек равноденствий и солнцестояний. Астрономический календарь на 1988 год: Справочное издание. — М.:Наука, 1987. — С. 189—194. — ISSN 0132-4063.
• Солнцестояние — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
• зимнее солнцестояние в спб фотографии: Яндекс Картинки (ya.ru)