МЕ́ТА Зубин (Мехта; Zubin Mehta; родился в 1936 г., Бомбей), дирижер, музыкальный деятель. По религиозно-этническому происхождению — зороастриец, парс.
Начал заниматься музыкой с отцом — скрипачом и дирижером. С 14 лет играл на различных струнных, духовых и ударных инструментах в основанном отцом Бомбейском симфоническом оркестре, совмещая музыку с изучением медицины. В 1952 г., во время визита в Индию И. Менухина, Мета, помогая отцу на репетициях, впервые дирижировал оркестром; вскоре прекратил занятия медициной и полностью посвятил себя музыке. В 1954–60 гг. учился дирижированию в Венской музыкальной академии у Х. Сваровского, параллельно изучая композицию, игру на контрабасе и ударных. В то же время занимался в музыкальной академии «Чигьяни» в Сиене (Италия) у А. Гальеро и К. Цекки, где познакомился в Д. Баренбоймом, дружба с которым во многом предопределила интерес Меты к Израилю.
 

Зубин Мета: «Музыка – это мой второй язык и моя вторая религия»

В 1958 г. Мета занял первое место на Международном конкурсе молодых дирижеров, а в 1959 г. впервые выступил как симфонический дирижер с Венским филармоническим оркестром. С 1959 г. работал дирижером Монреальского симфонического оркестра, в 1961–67 гг. — главным дирижером, в 1962–78 гг. — главным дирижером Лос-Анджелесского филармонического оркестра, в 1962 г. выступал в «Моцартеуме» в Зальцбурге, в 1965 г. — в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, в 1966 г. — в «Ла Скала» в Милане, в 1978 г. был главным дирижером Нью-Йоркского филармонического оркестра, с 1985 г. — художественный руководитель фестиваля во Флоренции, с 1998 г. — музыкальный директор Баварской государственной оперы в Мюнхене. Постоянно живет в Лос-Анджелесе.
В 1961 г. Мета дебютировал с Израильским филармоническим оркестром, в 1968 г. возглавил его, а в 1981 г. был избран на пост музыкального директора оркестра пожизненно. Несмотря на условия контракта, по которым Мета должен работать с оркестром лишь несколько месяцев в году, он находился в Израиле во время войн и сложных политических ситуаций — дирижировал концертами для бойцов во время Шестидневной войны и Войны Судного дня, выступал в Тель-Авиве во время войны в Персидском заливе (1991). Мета играет значительную роль в израильской культуре. В 1991 г. за вклад в израильскую музыкальную культуру Мете была присуждена Государственная премия Израиля.

Мета-дирижер отличается огромным артистическим темпераментом, блестящей техникой, пластичностью, импровизационной свободой, уникальной музыкальной памятью и эрудицией, что позволяет ему владеть широчайшим репертуаром. Став первым постоянным главным дирижером, он вывел Израильский филармонический оркестр на более высокий международный уровень, совершив с ним гастроли в Японию, СССР, Индию, Китай, регулярно выезжая в музыкальные центры мира — Нью-Йорк, Париж, Амстердам, Берлин, Рим. Среди высших музыкальных достижений Меты и Израильского филармонического оркестра — концертные постановки многих опер и организация ряда музыкальных фестивалей.
Мета — один из лучших в мире дирижеров-аккомпаниаторов. Концертировал с пианистами А. Рубинштейном, Д. Баренбоймом, М. Перайей, Е. Кисиным (родился в 1972 г.), скрипачами И. Перлманом, П. Цукерманом, А. Стерном, Иехудит Хендель, виолончелистами Ж. Ван Дамом, Джессикой Норман, Б. Хендрикс и др. Под руководством Меты в Израиле прошли фестивали, посвященные столетию Б. Губермана (1982), пятидесятилетию (1986) и шестидесятилетию (1996) Израильского филармонического оркестра, ряд юбилейных концертов, посвященных 3000-летию Иерусалима и пятидесятилетию Израиля. Мета — серьезный интерпретатор современной музыки, он первым исполнил сочинения крупнейших современных композиторов К. Пендерецкого, С. Барбера, Р. Шанкара, С. Райха, Г. Шуллера (родился в 1925 г.) и ряда израильских — И. Таля, Н. Шерифа, М. Копытмана и др.